Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №17

 

 

 

 « Как защитить детей от насилия и жестокого обращения.»

 

 

 

  (выступление на РМО классных руководителей)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Подготовила:

учитель начальных классов

Гуляева Татьяна Алексеевна         .                                   

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

«Щенок, воспитанный пинком
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели - пеньки»
С.Михалков

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями. Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Характеристика родителей, жестоко обращающихся со своими детьми

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей. Мать, жестоко обращающаяся со своим ребенком, вероятно, считает, что ее ребенок нарочно досаждает ей. Нередко родители с подобными психическими отклонениями мечтают, что ребенок немедленно сделает их счастливыми, когда же ребенок (которому обычно нет и трех лет) «разочаровывает» их, следует смертельно опасная реакция.

Порочный круг насилия

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми. Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их. Короче говоря, большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, позднее сами начинают проявлять жестокость к своим детям.

Как отделить заботливых родителей, которые в детстве подвергались жестокому обращению, от жестоких родителей, продолжающих порочный круг насилия? Те, кто разрывает этот порочный круг, вероятнее всего, будучи детьми, получали эмоциональную поддержку от взрослых людей, хорошо к ним относящихся, прошли курс психотерапии в связи с этой проблемой или находили эмоциональную поддержку у своих друзей. Без такой поддержки жестокость по отношению к детям значительно увеличивает риск возникновения в жизни этих детей эмоциональных расстройств, злоупотреблений психоактивными веществами и проявлений жестокости.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми? В настоящее время создано множество общественных организаций для того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители. Однако узаконенное «попечение» над детьми, подвергающимися жестокому обращению, не приносит положительных результатов. Суд может принять решение о том, чтобы взять попечительство над ребенком, или родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом. Забота о ребенке в детском доме может быть гораздо лучшей, чем дома, но вполне вероятно, что эта забота может также дополнительно травмировать ребенка. В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями. Было бы лучше, если бы таким навыкам обучали в средней школе.

Группы самопомощи, состоящие из тех, кто прежде проявлял жестокость к детям, и неравнодушных добровольцев служат основной помощью для родителей. Родители также обучаются тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

— Принять душ.

— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

— Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию, помогут следующие рекомендации, составленные Б.М.Бим-Бадом в книге для родителей: «Мудрость воспитания».

1. Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка. Но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения; ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые установил сам. При этом я не отрицаю, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам, выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Требуя, что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
5. Не требуйте от ребёнка непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
6. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и подумайте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе.

 

Опасная позиция

Другой способ предотвращения жестокого обращения с детьми заключается в изменении позиции родителей в отношении этого вопроса. Несмотря на освещение данной проблемы в газетах и на телевидении, многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей. Исследования среди родителей обнаружили, что телесные наказания широко применяются на практике. В опросе общественного мнения, , 67% взрослых согласились с тем, что «хорошая, крепкая трепка» иногда необходима для того, чтобы дисциплинировать ребенка. Для большинства родителей «иногда» происходит довольно часто: родители сообщают, что устраивают трепку своим детям в среднем 2,5 ра за в неделю.

С точки зрения общественности мы, по-видимому, можем сказать, что «применение силы приемлемо до тех пор, пока оно не травмирует ребенка; если ребенок травмирован, значит, это уже жестокое обращение». Конечно, когда ребенок травмирован, слишком поздно бывает исправить то, что сделано. Попустительствуя тем родительским наказаниям, которые очень похожи на жестокое обращение с детьми, мы значительно увеличиваем вероятность того, что детям будет нанесен вред. Самое лучшее решение проблемы жестокого обращения в таком случае может заключаться в пересмотре нашей позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка. Также важно помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Родители наносят долго не заживающие душевные раны своему ребенку, когда они постоянно им пренебрегают, уничижают, запугивают или терроризируют его.

Столкнувшись лицом к лицу с данной проблемой, мы должны сознавать, что грань между допустимым наказанием и жестоким обращением легко стирается. К счастью, общественное мнение относительно того, можно ли применять телесные наказания детей, начало меняться. Однако преследование детей будет продолжаться до тех пор, пока мы как общество допускаем это.

Родители, не забывайте, что ребёнка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нём личность. Воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Возьмите на вооружение четыре мудрые заповеди.

 1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым ваш ребёнок  справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Обама получил Нобелевскую премию, не переполняет стыдом и обидой.  Если разговор о гениальности другого ребёнка происходит в присутствии вашего, в ответ  скажите что-нибудь  хорошее  о своём чаде.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера, нет только меры у любви.  Есть три простых  способа открыть ребёнку свою любовь.

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

«Ничто не важнее отношений» - принцип, которым следует руководствоваться.  Нет смысла добиваться изменения в поведении ребенка, если в результате воспитательных во

Формы работы с детьми:

n Классные часы, беседы: «Детки и предки» «Как вызвать симпатию к себе» и др.;

n Тренинговые занятия «Позаботься о себе сам», «Моя семья», «Что делать если…», как выжить если вы в опасности»

n Консультирование;

n Размещение информационных материалов на сайте, стенде Темы:«Любовь», «Дружба», «Толерантность»;

n Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации»;

n Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;

n Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция расстройств поведения и эмоций»;

n Психологическая игра «Город эмоций»;

n Занятия по профилактике виктимного поведения.

Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения

n Выявление учащихся группы риска:

- Изучение личных дел учащихся;

- Составление социальной карты ученика, класса;

- Определение детей «группы риска»;

n Изучение психолого-педагогической особенности детей:

- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

- Педагогическая характеристика обучающихся.

n Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.

n Оказание консультационной помощи ребенку в семье

- Индивидуально-консультативная помощь родителям;

- Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.

n Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения

n Взаимодействие с администрацией школы.

Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

n Сообщение специалистам службы и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.

n Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.

n Оказание моральной поддержки ребенку.

Социальный педагог:

n Уведомление УВД ОДН о выявленном факте.

n Составление социально-педагогической характеристики семьи.

n Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.

n Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Педагог-психолог:

n Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

n Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком

n Оказывает экстренную помощь (индивидуальное консультирование ребенка.

Дети учатся жить у жизни:

1.     Если ребенка постоянно критикуют – он учится               ненавидеть.

2.     Если ребенок живет во вражде, он учится -                быть агрессивным.

3.     Если  ребенка высмеивают – он                          становится замкнутым.

4.     Если ребенок растет в упреках – он учится        жить с чувством вины.

5.     Если ребенок растет в терпимости – он учится             понимать других.

6.     Если ребенок растет в честности – он учится           быть справедливым.

7.     Если ребенок растет в безопасности – он учится             верить в людей.

8.     Если ребенка поддерживают – он учится                           ценить себя.

9.     Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится                                                           находить любовь в этом мире.

10.                       Если ребенка хвалят – он учится                    быть благородным.

 

Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру: так дикое лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом и вкуснее плодом.

Далеко не всем нашим питомцам быть инженерами и врачами, учёными и художниками, а отцами и матерями быть всем, без исключения, мужьями и жёнами – быть всем…


 

1. Опросники.

ОПРОСНИК 1 (для учащегося)

1. Когда ты не согласен с родителями, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое __________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию на тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое_________.

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) “разрядка” их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей;

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое _________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое __________.

Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое __________.

5. При тяжёлых провинностях какой вид наказания выбирает:

а) мать;

б) отец.

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме:

_______________________________________________________

ОПРОСНИК 2 (для родителей)

1. Когда ребёнок с вами не согласен, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете “разрядиться” на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно)_____________.

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) “разрядка” стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.

4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)_____________.

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка?

______________________________________________________.

6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;

д) пугали избиением;

е) другое ______________.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме.

_______________________________________________________

______________________________________________________.

Анкета 1.
Считаете ли вы, что можно:

1) Делать замечание чужому ребенку?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

2) Делать замечание своему ребенку?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

3) Кричать на чужого ребенка?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

4) Кричать на своего ребенка?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

5) Ударить чужого ребенка?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

6) Ударить своего ребенка?
А) да, Б) нет, В) затрудняюсь ответить.

Анкета 2.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза значительна.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

2. Меня в детстве тоже поколачивали, но это мне не навредило.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

3. Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

4. Порой так рассердишься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

5. Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

6. Как бы я ни был рассержен и возбужден, я всегда могу сдержаться, чтобы не ударить ребенка.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

7. Бить ребенка, конечно, нельзя. Но высказать все. Что ты о нем думаешь, можно.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

8. В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребенка.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

9. Если я не прав, то могу искренне попросить прощения у ребенка.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

10. В своей жизни я никогда не ударила ребенка.
А) Полностью согласен.
Б) Трудно сказать.
В) Совершенно не согласен.

 

 

 

Hosted by uCoz