|
«Утверждаю» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» ________________________ И.Е. Жогина «____»__________________________ 2007г. |
Положение
о
системе оценки качества образования
в МОУ
"Средняя общеобразовательная школа № 17"
I. Общие положения.
1.1.
Положение о системе оценки качества образования в Муниципальном
общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №
17" (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования
на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития
образования на 2006-2010 годы», в соответствии с Приказами Министерства
образования Московской области №3906-01а/07 от 29.06.2007 года, №289 от
27.02.2007 г., Положения о системе
оценки качества образования Московской области (утвержденной приказом
Министерства образования Московской области от 29 октября 2007 г. № 1837 и определяет основные цели, задачи и
принципы функционирования системы оценки качества образования в МОУ СОШ № 17 ,
а также её структуру, порядок проведения мониторинга и оценки качества
образования.
1.2.
Система оценки качества образования в МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 17" (далее – СОКО) включает в себя совокупность
организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой
концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и
факторов, влияющих на их получение.
1.3.
Качество образования в настоящем Положении – это интегральная характеристика
системы образования МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17" ,
отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных
результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
1.4.
СОКО включает в себя оценку качества:
·
условий организации образовательного процесса,
·
полноты реализации образовательных программ;
· профессиональной
компетентности педагогических кадров и их деятельности по обеспечению
надлежащего уровня результатов образования;
·
индивидуальных достижений обучающихся.
1.5.Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и
индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качество
условий, качество процесса, качество результатов)
Номенклатура показателей и индикаторов качества и их эталонные значения
устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и
оценки качества образования.
1.6. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и
внедрение модели системы оценки качества, оценку, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.
1.7. Создаваемая в школе СОКО является составной частью реализации РКПМО, ее
третьего направления: «Развитие региональной системы оценки качества
образования»
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОКО.
2.1.
СОКО создается с целью обеспечения контроля качества образования,
совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам
образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве
образования в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17" .
2.2.
Основными задачами СОКО являются:
-
повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся;
-
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
-
проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг,
предоставляемых ОУ;
-
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для
принятия решений, связанных с образованием;
-
обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных
образовательных программ и технологий обучения;
-
выявление факторов, влияющих на качество образования;
-
определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных
программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации
инновационных введений в ОУ;
-
прогнозирование развития МОУ СОШ № 17 , сравнение качества образовательных
услуг ОУ с районными и
областными;
-
обеспечение условий для самооценки и самоконтроля, поддержание
устойчивого развития ОУ;
- привлечение
общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и
ступенях;
-
содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию
образования в МОУ СОШ № 17 ;
2.3.
Функционирование СОКО основывается на принципах профессионализма,
объективности, гласности, прозрачности, периодичности, преемственности,
подотчетности, минимизации системы показателей, сопоставимости с областными и
районными показателями, соблюдения морально-этических норм при проведении
процедур оценки качества образования.
III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОКО.
3.1.
Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на
основе проблемного анализа образовательной системы школы, определения методологии,
технологии и инструментария оценки качества образования. Все отобранные для
оценки качества показатели делятся на показатели, характеризующие качество
процесса, и показатели, характеризующие качество результата
3.2.
Объектами оценки качества процесса выступают:
·
индивидуальные
образовательные достижения учащихся;
·
профессиональная
компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества
результатов образования;
·
качество
организации образовательного процесса;
·
материально-техническое
обеспечение образовательного процесса;
·
инновационная
деятельность;
·
комфортность
обучения;
·
доступность
образования;
·
система
дополнительных образовательных услуг;
·
организация
питания;
·
состояние
здоровья учащихся и сотрудников;
·
воспитательная
работа;
·
финансовое
обеспечение.
3.2.1.
Процедура оценки качества индивидуальных образовательных достижений включает в
себя:
·
единый
государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной
(итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
·
государственную
(итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;
·
промежуточную
и текущую аттестацию обучающихся детей (мониторинг и диагностика обученности);
·
мониторинговые
исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку,
математике и чтению;
·
участие и
результативность работы в школьных, районных, областных и др. предметных
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
·
мониторинговое
исследования обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
·
мониторинговое
исследование обучающихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и
адаптация»
В
качестве индивидуальных образовательных достижений могут быть:
·
образовательные
достижения по отдельным предметам;
·
динамика
образовательных достижений;
·
отношение
к учебным предметам;
·
внеучебные
компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);
·
удовлетворенность
образованием;
·
степень
участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во
внеурочной работе и т.д.);
·
дальнейшее
образование и карьера выпускника.
3.2.2.
Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по
обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
·
новую
систему аттестации;
·
отношение
к инновационной работе;
·
отношение
и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность
прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в
научной работе и т.д.);
·
знание и
использование современных педагогических методик и технологий (в т.ч.
коммуникативных);
·
образовательные
достижения обучающихся (хорошисты, отличники, медалисты; победители олимпиад,
конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);
·
подготовку
и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
·
личные
достижения в конкурсах «Педагог года» и других профессиональных конкурсах.
3.2.3.
Процедура оценки качества образовательного процесса школы включает в себя:
·
результаты
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
·
оценку
достижений в Президентском национальном проекте «Образование», РКПМО, районных
конкурсах;
·
оценку
отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика,
законность);
·
оценку
открытости школы для родителей и общественных организаций.
·
эффективность
механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной,
научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятия
стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.
3.2.4.
Процедура оценки качества материально-технического обеспечения образовательного
процесса включает в себя:
·
наличие и
достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям;
·
программно-информационное
обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе;
·
оснащенность
учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и
мебелью;
·
обеспеченность
методической и учебной литературой.
3.2.5.
Процедуры оценки качества инновационной деятельности включают в
себя:
·
оценку
эффективности введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
·
оценку
эффективности оценку воздействия инноваций на развитие системы образования в
целом;
·
полезность
и практическая значимость инновационных процессов;
·
наличие
договоров и совместных планов работы с ВУЗами, результативность выполнения
договорных обязательств.
3.2.6.
Процедура оценки комфортности обучения включает в себя:
·
оценку
соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники
безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной
санитарии, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных
документов;
·
оценку
состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.11.78-02 (к размещению ОУ,
земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму,
искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму
общеобразовательного процесса, организации медицинского обслуживания,
организации питания);
·
оценку
морально-психологического климата.
3.2.7.
Процедура оценки системы дополнительного образования включает в себя:
·
количество
предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими
обучающихся;
·
заинтересованность
родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах, в т.ч. и
платных;
·
степень
соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг
запросам родителей и обучающихся;
·
результативность
предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов,
соревнований, фестивалей и т.д.);
·
применимость
полученных знаний и умений на практике.
3.2.8. Процедура
оценки доступности образования включает в себя:
·
анализ и
оценку системы приема обучающихся в школу;
·
оценку
отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика,
законность);
·
конкурентоспособность
(отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне, но
обучающихся в других ОУ, к количеству детей проживающих в других микрорайонах,
но обучающихся в школе);
3.2.9. Процедура оценки
организации питания включает в себя:
·
определение
категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;
·
изучение
порядка определения контингента обучающихся, нуждающихся в бесплатном питании;
·
количество
учащихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств
родителей;
·
наличие
претензий к качеству и ассортименту питания;
·
соблюдение
нормативов и требований СанПиН 2.4.2.11.78-02.
3.2.10. Процедура
оценки состояния здоровья обучающихся включает в себя:
·
наличие
медицинского кабинета и его оснащенность в соответствии с современными
требованиями;
·
регулярность
и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических
профилактических мероприятий;
·
оценку заболеваемости
обучающихся, педагогических и других работников;
·
оценку
эффективности оздоровительной работы
(оздоровительный компонент содержания учебных
предметов, здоровье сберегающие
программы, режим дня, организация
отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);
·
оценку
состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по
уровню физического развития, группам
здоровья, группам физической культуры);
·
оценку
объема и качества социальной и психологической помощи;
3.2.11.
Процедура оценки качества
воспитательной работы включает в себя:
·
степень
вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и
родителей;
·
демократичности,
характера планирования воспитательной работы (участие в планировании тех, кто
планирует и тех, для кого планируют);
·
охват
обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их
интересам и потребностям;
·
наличие
детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской
самодеятельности;
·
наличие
естественной связи: воспитание на уроке, вне урока, вне школы;
·
удовлетворенность
обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной
динамики результатов воспитания;
·
наличие
положительной динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей,
товарищей, удовлетворенности обучением, организации досуга, отношений с
родителями;
·
наличие
сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
3.2.12. Процедура
оценки качества финансово-экономической деятельности включает в
себя:
·
оценку
своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты
труда;
·
анализ
штатного расписания;
·
анализ
наполняемости классов;
·
анализ
сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования
её расходной части;
·
наличие
договоров по платным дополнительным образовательным услугам и
другим приносящим доход услугам;
·
оценку
управленческих решений, принятых по актам проверок и
обследований финансово-хозяйственной деятельности школы вышестоящими и
другими организациями.
3.3.Объектами
оценки качества результатов выступают:
3.3.1.«внешняя»
оценка
·
результаты
независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ или независимого
тестирования по русскому языку, математике, другим предметам)
·
результаты
независимой аттестации девятиклассников (результаты новой формы аттестации за
курс основной школы или независимого тестирования по русскому языку и
математике)
·
результаты
независимого тестирования выпускников начальной школы
·
доля
выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ
·
доля
выпускников, подтвердивших оценки «4» и «5» по результатам ЕГЭ
·
доля
выпускников, повысивших оценки по результатам ЕГЭ
·
количество
участников и победителей районных олимпиад
3.3.2.«внутренняя»
оценка
·
Качество
обучения (доля учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по русскому языку,
математике) по ступеням обучения;
·
Доля
учащихся 9-х классов, получивших документ об образовании;
·
Доля
учащихся 9-х классов, получивших документ об образовании особого образца;
·
Доля
учащихся 11-х классов, получивших документ об образовании;
·
Доля
учащихся 11-х классов, получивших документ об образовании особого образца.
IV. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
4.1.
Мониторинг и оценка качества образования в МОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 17" проводится по следующим уровням и ступеням
образования:
1)
начальное общее образование;
2
основное общее образование;
3)
среднее (полное) общее образование.
4.2.
Оценка качества образования предполагает:
1)
оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2)
оценку деятельности педагогов;
3)
оценку качества деятельности образовательного учреждения;
4.3..
Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогического
коллектива, родителей обучающихся (законных представителей), учредителя,
общественности и общественных организаций.
4.4.
Мониторинг и управление на его основе качеством образования в СОКО
осуществляется на уровне образовательного учреждения;
4.5.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная
школа № 17" ежегодно
публикует доклад о состоянии качества образования в ОУ в средствах
массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет.