Программа
формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная
программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как
одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной
основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся на ступени начального
общего образования являются:
·
Закон
Российской Федерации «Об образовании»;
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования;
·
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного
процесса» раздел 10.;
·
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
·
Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
·
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999);
·
Рекомендации
по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
·
Гигиенические
требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего
образования (2009 г.);
·
Концепция
УМК «Школа России».
Программа формирования ценности здоровья и
здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с
учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·
неблагоприятные
социальные, экономические и экологические условия;
·
факторы
риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к
дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году
обучения;
·
чувствительность
к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе,
обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который
может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и
существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей
и подростков и всего населения страны в целом;
·
активно
формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил
поведения, привычек;
·
особенности
отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что
связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с
серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни
главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия
своего отношения к здоровью.
Задачи формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
·
сформировать
представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
·
научить
обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и
укреплять здоровье;
·
научить
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её
использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
·
сформировать
представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных
продуктах;
·
сформировать
представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и
контролировать свой режим дня;
·
дать
представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных
факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные
заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения
зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их
пагубном влиянии на здоровье;
·
дать
представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе
получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных
играх;
·
обучить
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
·
сформировать
навыки позитивного коммуникативного общения;
·
сформировать
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни;
·
сформировать
потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния
здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления
реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей
инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые
условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют
санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям
охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая,
позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время, буфет.
В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется
спортивная площадка, оборудованные
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
В
школе работает медицинский кабинет.
Эффективное функционирование созданной
здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав
специалистов:
Квалификационная категория |
2010-2011 учебный год |
Начальная школа |
Количество учителей |
34 |
6 |
Высшая |
8 |
3 |
Первая |
19 |
2 |
Вторая |
3 |
1 |
Без категории |
4 |
- |
2. Использование возможностей УМК «Школа
России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано
с помощью предметов УМК «Школа России».
Система учебников «Школа России» формирует
установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью
предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на
обсуждение с детьми проблем, связанных
с безопасностью жизни, укреплением
собственного физического, нравственного и
духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы:
«Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как
устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»),
«Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть
много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в
автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле
и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений
на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика
ученика, соблюдения правил перехода
улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и
духовным ценностям России и мира способствуют
разделы, темы учебников,
художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами
для последующего обсуждения.
В курсе
«Технология» при первом знакомстве с
каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся
правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и
информация» показаны важные для
безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также
таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в
критической ситуации.
В
курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации,
направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью
близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в
спортивных соревнованиях (Расспросите
друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2
кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные
представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские
игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана
Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними.
Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе
«Физическая культура» весь материал
учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый
образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых
сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены,
закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима,
необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на
результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках
1-4 классов по математике, русскому
языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для
организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено
так, что способствует организации проектной деятельности, как на
уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного,
сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников
«Школа России», в течение всего
учебно-воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной
деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря
систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения
эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и
утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального
чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса
строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной
и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и
спортивных секциях).
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения,
адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический
комплекс «Школа России» содержит материал
для регулярного проведения учеником
самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в
результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином
классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов
собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание
происходящих приращений знаний,
способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной
заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно
ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками
основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и
нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует
тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными
проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и
семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный
материал, связанный с проблемой
безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования
к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и
аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в
образовательной деятельности индивидуальные особенности развития
учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа
России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников,
различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных
личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены
разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки,
которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению
мотивации обучающихся, учитывающими переход
детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида
деятельности в дошкольном возрасте) к
учебной.
4.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной
работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного
режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной
подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей
организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры
здоровья. Сложившаяся система включает:
·
полноценную и эффективную работу с
обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
·
рациональную и соответствующую организацию
уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени
начального общего образования;
·
организацию занятий по лечебной
физкультуре;
·
организацию часа активных движений
(динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
·
организацию динамических перемен,
физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению
двигательной активности;
·
организацию работы спортивных секций и
создание условий для их эффективного функционирования;
·
регулярное проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад,
походов и т. п.).
5.
Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные
образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни.
6. Просветительская работа с родителями (законными
представителями).
Сложившаяся (или
складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по
вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня
знаний и включает:
·
проведение
соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
·
привлечение
родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению
оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
·
создание
библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Оценка эффективности
реализации программы
Основные результаты реализации
программы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках
мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных
заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном
процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной
и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с
охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе
реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.