Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических
разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы
(гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) МОУ
"Средняя общеобразовательная школа № 17"
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов
учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным
учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями
учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДК
«Цементник», ЦВР, Детская музыкальная школа №4
Портрет
ученика школы № 17
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как
итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
·
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
·
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах
регионального и международных уровней;
·
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
·
любознательный,
интересующийся, активно познающий мир;
·
владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
·
любящий свой край и свою
Родину;
·
уважающий и принимающий
ценности семьи и общества;
·
готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
·
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
·
выполняющий правила
здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель и
задачи
духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и
принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы
общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике
требований к личностным результатам общего начального образования и
предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
·
элементарные
представления о политическом устройстве Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
·
представления
о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
·
элементарные
представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия
граждан в общественном управлении;
·
элементарные
представления о правах и обязанностях гражданина России;
·
интерес к
общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
·
уважительное
отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального
общения;
·
ценностное
отношение к своему национальному языку и культуре;
·
начальные
представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны;
·
элементарные
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её
народов;
·
интерес к
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Московской
области, города Воскресенска;
·
стремление
активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
·
любовь к
образовательному учреждению, своему городу,
народу, России;
·
уважение к
защитникам Родины;
·
умение
отвечать за свои поступки;
·
негативное
отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·
первоначальные
представления о базовых национальных российских ценностях;
·
различение
хороших и плохих поступков;
·
представления
о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом
пункте, в общественных местах, на природе;
·
элементарные
представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии
Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
·
уважительное
отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и
младшим;
·
установление
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
·
бережное,
гуманное отношение ко всему живому;
·
знание
правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными»
словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
·
стремление
избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться
в плохом поступке и анализировать его;
·
представления
о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
·
отрицательное
отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям,
в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни:
·
первоначальные
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и
значении творчества в жизни человека и общества;
·
уважение к
труду и творчеству старших и сверстников;
·
элементарные
представления об основных профессиях;
·
ценностное
отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
·
элементарные
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека
и общества;
·
первоначальные
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и
учебно-трудовых проектов;
·
умение
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении
учебных и учебно-трудовых заданий;
·
умение
соблюдать порядок на рабочем месте;
·
бережное
отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
·
отрицательное
отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни:
·
ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей),
членов своей семьи, педагогов, сверстников;
·
элементарные
представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека:
физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья
семьи и школьного коллектива);
·
элементарные
представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и
здоровья окружающих его людей;
·
понимание
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
·
знание и
выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего
режима дня;
·
интерес к
прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
·
первоначальные
представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
·
первоначальные
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека;
·
отрицательное
отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от
занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
·
развитие
интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе;
·
ценностное
отношение к природе и всем формам жизни;
·
элементарный
опыт природоохранительной деятельности;
·
бережное
отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·
представления
о душевной и физической красоте человека;
·
формирование
эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда
и творчества;
·
интерес к чтению,
произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
·
интерес к
занятиям художественным творчеством;
·
стремление к
опрятному внешнему виду;
·
отрицательное
отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные
установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными
источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
·
патриотизм (любовь к России,
к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
·
социальная солидарность
(свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
·
гражданственность
(правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим
поколением и семьей, закон и
правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
·
семья (любовь и
верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших,
забота о продолжении рода);
·
труд и творчество
(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие,
бережливость);
·
наука (познание, истина,
научная картина мира, экологическое сознание);
·
традиционные российские
религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и
муниципальных школах, ценности
традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных
культурологических представлений о религиозных идеалах;
·
искусство и литература
(красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое развитие);
·
природа (жизнь, родная
земля, заповедная природа, планета Земля);
·
человечество (мир во
всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное
сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные
ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для
себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней,
формирования опыта созидательной реализации
этих ценностей на практике.
Основные
направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития
и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в
логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское
обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных
чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл
жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду;
творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность
и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного
отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших;
здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье
нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности:
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир
человека; эстетическое развитие.
Содержание
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы
предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог,
сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных
идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их
реализации в практической жизнедеятельности:
·
в содержании и
построении уроков;
·
в способах организации
совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в
характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
·
в опыте организации
индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
·
в специальных событиях,
спроектированных с учетом определенной
ценности и смысла;
·
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его
полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи,
общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и
организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ,
традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого
пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного
уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
·
нравственного примера
педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется
в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему
педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
·
социально-педагогического
партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами
социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими
религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры
и спорта, СМИ;
·
индивидуально-личностного
развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее
способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и
компетенций, необходимых для успешной социализации;
·
интегративности программ
духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и
воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
·
социальной
востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и
воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо
решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной,
внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью
следующих инструментов.
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный
воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно
реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности
обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными
средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с
ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных
предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное
отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку,
духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем
народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к
государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с
образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой
семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и
процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими
гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное,
дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть
содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана
начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности
младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса,
переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и
настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного
величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России»
носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом
предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных
культур народов России, содействуя
формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и
межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает
курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован
в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших
школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
|
|
Время проведения |
Тема мероприятия |
Сентябрь |
1
сентября – День знаний;День здоровья |
Октябрь |
Праздник
осени (Праздник урожая); Весёлые старты. |
Ноябрь |
День
народного единства; День здоровья, День матери. |
Декабрь |
Новогодний
праздник. |
Февраль |
День
защитника России. |
Март |
Праздник
мам; Встречаем весну. |
Апрель |
Праздник
победителей олимпиад. |
Май |
До
свидания, школа; Здравствуй лето! |
Социальные проекты
В
школе реализуются следующие социальные проекты:
ПУТЕШЕСТВИЯ – проект
предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии,
турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным
аспектом содержания учебных предметов.
ВСТРЕЧИ – проект
предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов,
профессий, как средство воспитания
учащихся на личных примерах.
ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию
программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства
духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей
деятельности школы. именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются,
утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства,
позволяющие учащимся:
·
изучать символы
российской государственности и символы родного края; общенациональные,
муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения
учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
·
осваивать культуру
общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в
воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства
в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа
жизни (например, оборудованные рекреации
для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально
оборудованных залов и т.п.);
·
демонстрировать опыт
нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений
для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Совместная
деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и
воспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и
реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия
школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в
следующих направлениях:
·
Повышение педагогической
культуры родителей (законных
представителей) учащихся путем проведения родительских собраний и тематических
расширенных педагогических советов, организации родительского лектория,
выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы
за год и т.п.
·
Совершенствования
межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации
совместных мероприятий, праздников (например, праздник Букваря, театральные
постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
·
Расширение партнерских
взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в
составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных
коллективов учащихся и т.п.
Школа активно взаимодействие с социальными
партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и
воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и
образования школой реализуются программы совместной деятельности: ЦВР, ДК
«Цементник»
Ожидаемые
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования планируется достижение следующих результатов:
1)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека:
·
ценностное
отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·
элементарные
представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве
и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах
истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·
первоначальный
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры;
·
опыт
ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·
опыт
социальной и межкультурной коммуникации;
·
начальные
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
2)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·
начальные
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том
числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·
нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·
уважительное
отношение к традиционным религиям;
·
неравнодушие
к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
·
способность
эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе
в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других
людей;
·
уважительное
отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое
отношение к младшим;
·
знание
традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·
ценностное
отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и
человечества, трудолюбие;
·
ценностное и
творческое отношение к учебному труду;
·
элементарные
представления о различных профессиях;
·
первоначальные
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и
взрослыми;
·
осознание
приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
·
первоначальный
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой
деятельности;
·
потребности
и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
·
мотивация к
самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
4)
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
·
ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
·
элементарные
представления о взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека,
о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
·
первоначальный
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
·
первоначальные
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
·
знания о
возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
5)
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
·
ценностное
отношение к природе;
·
первоначальный
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·
элементарные
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре
народов России, нормах экологической этики;
·
первоначальный
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по
месту жительства;
·
личный опыт
участия в экологических инициативах, проектах.
6)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·
первоначальные
умения видеть красоту в окружающем мире;
·
первоначальные
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
·
элементарные
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры;
·
первоначальный
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций,
фольклора народов России;
·
первоначальный
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и
социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
·
первоначальный
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности
и умения выражать себя в доступных видах творчества;
·
мотивация к
реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и
семьи.
Основные результаты духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в
которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров
школы); анонимные анкеты, позволяющие
анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с
учетом возраста; самооценочные суждения
детей.
К результатам, не подлежащим итоговой
оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
·
ценностные ориентации
выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические,
эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
·
характеристика
социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
·
индивидуальные
личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других
личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется
в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей
ученика.